Навигация

Предохранители

Проверку состояния предохранителей и схем контроля перегорания, надежности крепления и соответствия номиналов утвержденной документации и фактической нагрузке выполняет электромеханик один раз в год. Некачественные предохранители должны быть заменены исправными запасными.

Замена всех типов предохранителей (независимо от их состояния) на новые, проверенные работниками РТУ, выполняется в следующие сроки: предохранители с номиналом тока до 5 А включительно и автоматические выключатели типа АВМ — один раз в 3 года, предохранители с номиналом более 5 А — один раз в 5 лет.

Трубчатые предохранители проверяют в РТУ один раз перед установкой в эксплуатацию.

При проверке необходимо иметь ампервольтомметр Ц4380, торцовые ключи с изолирующими ручками 7х140, 8Х140, 9X140, 10X140, 11Х140, запасные предохранители, монтажные схемы.

Внешний осмотр предохранителей

Состояние предохранителей проверяют при изъятии их из цепи. Предохранители, изъятие которых приводит к нарушению действия устройств СЦБ, должны выключаться в свободное от движения поездов время, по согласованию с дежурным по станции. Работу, связанную с изъятием предохранителей, рекомендуется совмещать с заменой и измерением фактической нагрузки предохранителя, когда вместо предохранителя включается амперметр (см. следующий пункт данной статьи).

Наиболее тщательно следует проверять предохранители, замена которых не планируется в этом году.

При внешнем осмотре проверяют: отсутствие изломов и трещин на корпусе, отсутствие перемещения штепсельных стержней, состояние пайки концов нити предохранителя, наличие защитной крышки из плексигласа, отсутствие потемнения или черного налета на нити, отсутствие выступов гайки банановых стержней над плоскостью предохранителя, отсутствие следов подгара на стержнях предохранителя и гнездах цоколя. Выход стержня у предохранителя с контролем перегорания не должен превышать 1,5 мм. , а для вновь установленной нити выход стержня должен быть не более I мм (при перегорании нити должен обеспечиваться выход стержня на 4,5. 5 мм).

Плотность контакта между стержнями предохранителя и гнездами штепсельной колодки или цоколя определяется по посадке предохранители в гнезда. Посадка предохранителя должна быть плотной, установленный предохранитель не должен иметь люфта относительно гнезд.



Крепление монтажных проводов проверяют попыткой провернуть провод и подтягиванием гаек торцовыми ключами с изолированными ручками. Монтажные провода должны иметь исправную изоляционную поверхность без следов потемнения от перегрева.

Предохранители с обнаруженными недостатками заменяют исправными. Перепайка предохранителей должна выполняться в РТУ. Каждый предохранитель, находящийся в эксплуатации, должен иметь этикетку о проверке в РТУ дистанции.

Проверка соответствия номинала предохранителя утвержденной технической документации и фактической нагрузке

Соответствие номинала установленного предохранителя утвержденной технической документации проверяют методом сравнения номинала, указанного на предохранителе, с номиналом, указанным в утвержденных принципиальной и монтажной схемах. Номинал, нанесенный на корпусе и на этикетке предохранителя, должен соответствовать номиналу, указанному в схемах.

Проверка соответствия номинала предохранителя фактической нагрузке защищаемой цепи заключается в измерении фактической нагрузки и сравнении этого значения с номиналом установленного предохранителя. Измерение фактической нагрузки рекомендуется совмещать с заменой предохранителя по сроку. Работу выполняют, как правило, в свободное от движения поездов время по согласованию с дежурным по станции, предварительно сделав запись в Журнале осмотра. Для измерения амперметр на шкале не менее номинала предохранителя подключают с лицевой стороны статива взамен изъятого предохранителя. При измерении постоянного тока плюсовый вывод при бор подключают со стороны «плюса» батареи, а минусовый стороны «минуса» батареи. Для этого с монтажной стороны статива параллельно предохранителю подключают амперметр с помощью наконечников тип "крокодил", а затем изымают предохранитель. Измерение тока предохранителей, у которых нагрузка изменяется при работе определенных приборов (например, защита комплекта питания), производится при работе защитных систем.

Фактическая нагрузка предохранителя не должна превышать 0,8 его номинального значения.

В устройствах СЦБ допустимая нагрузка на провода и кабели с медными жилами в резиновой и винили товой изоляции не должна превышать значений, указанных в таблице. В низковольтных цепях, где короткое замыкание проводов не дает многократного увеличения тока, для эащиты их от перегрева выше допустимой нормы ток плавления нити предохранителя не должен превышать ток допустимой нагрузки на провод более чем на 10 %.

После замены предохранителя с контролем перегорания нити электромеханик должен проверить, чтобы между цоколем и корпусом предохранителя не было заметного зазора. С заменой предохранителей или с измерением фактической нагрузки рекомендуется совмещать проверку действия схемы контроля перегорания предохранителей. Эта проверка выполняется установкой шаблона предохранителя с выходом стержня на 2 мм. Контроль перегорания должен быть в помещении дежурного по станции и релейной

При необходимости контактные лепестки цоколей, служащие для контроля перегорания предохранителей, регулирует электромеханик РТУ.

ЩИТОВАЯ УСТАНОВКА

Проверка напряжения целей питания

Проверку напряжения всех цепей питания устройств на щитовой установке должен выполнять электромеханик один раз в неделю.

Одновременно измеряется четкость работы предохранителей и правильность работы автоматической регулировки напряжения. Эту же проверку делает электромеханик один раз в 4 недели.

Измерение на щитовой установке измерять с помощью измерительных приборов и пакетных переключателей, установленных на силовых стойках. Одновременно проверят четкость работы переключателей, которыми пользуются при измерении. Измерительные приборы, установленные на щитовой стойке, должны быть проверены в РТУ дистанции.

На вводной панели измеряются напряжения между фазами первого и второго фидеров.

Вначале измеряют напряжение на фидере, который в данный момент питает устройства, затем на втором фидере. При наличии напряжения на втором фидере переводят питание устройств на второй фидер и повторяют измерение на первом и втором фидерах.

Одновременно с этим электромеханик проверяет исправность работы контрольных ламп фидеров. Белая лампа фидера должна гореть, когда данный фидер питает устройства, а красная — при отсутствии напряжения или при отключенном фидере пакетным выключателем (5ПВ, 6ПВ). Питание устройств с одного фидера на другой переключают одноконтактными выключателями (5ПВ. 6ПВ). При этом трехфазные силовые выключатели (1ПВ и 2ПВ) должны оставаться во включенном состоянии. После окончания измерения необходимо удостовериться, что выключатели (5ПВ, 6ПВ) остались во включенном состоянии (красные фидерные лампочки не должны гореть).

На релейной панели с помощью общего вольтметра и пакетного переключателя измеряют: напряжение между подводящими фазами; напряжение питания светофоров (ПХС, ПХС1, ПХС4 при дневном и ночном режимах, контроля стрелок и питания маршрутных указателей. Напряжение питания ламп табло при дневном и ночном режимах измеряют переносным вольтметром непосредственно на нулевых клеммах релейной панели. Напряжение питания светофоров и маршрутных указателей при двойном снижении напряжения проверяют при проверке действия схемы двойного снижения напряжения.

Цепи питания должны иметь следующие значения номинального напряжения: фидеры -380/230 В.

светофоры в дневном режиме -230 В, ночном — 180 В, при двойном снижении напряжения — 100 В; рельсовые цепи — 230 В; контрольные цепи стрелок 220/127 В; маршрутные указатели в дневном режиме — 230 В; контрольные лампы пульта и табло в дневном режиме — 24 В, в ночном — 19,5 В

Отклонения номинального напряжения от указанных значений допускаются в сторону уменьшения не более 10%, а в сторону увеличения не более 5 %.

На силовых стойках постоянного тока электромеханик, кроме измерения напряжения, проверяет работу блоков автоматического регулирования напряжения.



При работе в автоматическом режиме на аккумуляторной батарее должно поддерживаться напряжение.

Для проверки электромеханик устанавливает с помощью пакетного переключателя вольтметр панели на измерение напряжения батареи и наблюдает за режимом работы блока автоматического регулирования.

Когда напряжение на аккумуляторной батарее достигнет верхнего предела (23-п, В), блок автоматического регулирования должен автоматически переключить выпрямитель на ток подзаряда, несколько меньший минимального тока нагрузки. Напряжение аккумуляторной батареи начнет медленно снижаться. Когда его значение достигнет нижнего предела (2,1п, В), блок автоматического регулирования должен переключить выпрямитель на ток подзаряда, несколько больший максимального тока нагрузки. Минимальный и максимальный тонн подзаряда должны отличаться на 10 % от тока нагрузки.

Внешний осмотр.

С проверкой напряжения цепей питания электрической централизации рекомендуется совмещать внешний осмотр щитовой установки. Эту работу выполняет электромеханик совместно с электромонтером один раз в три месяца Ее следует выполнять в светлое время суток. Для этого необходимо иметь торцовые ключи 7X140, 8X140, 9X140, 10Х140, 11X140, 14X140, отвертку 0,8X5,5X200, пылесос, переносную лампу, диэлектрические перчатки, шаблон предохранителя, кисть-флейп и технический лоскут.

Проверка состояния и надежности креплений и монтажа

Крепление монтажа проверяют подтягиванием крепящих гаек торцовыми ключами с изолированными рукоятками, а надежность крепления — попыткой провернуть провод относительно контактного штыря. Состояние монтажа проверяют внешний осмотром, при этом особое внимание обращают на целость проводов, наконечников, переходных колодок, штепсельных разъемов, паек и др. Пылесосом с изолирующим шлангом и наконечником следует продуть зазоры между элементами При необходимости протирают поверхности между токоведущими частями тканью. Кроме того, визуально проверяют наличие зазора между открытыми токонесущими поверхностями до заземленных частей щитовой установки. Этот зазор должен быть не менее 5 мм.

Всегда следует помнить, что операции, связанные с прикосновением к токоведущим деталям, надо производить при снятом напряжении.

Проверка состояния контактов реле, кнопок, открытых переключателей и контакторов

При осмотре контактов особое внимание следует обратить на отсутствие нарушения их целости (для угольных контактов — отсутствие трещин, выщербин), подгара, ржавчины или плесени внутри реле, явных нарушений установленного зазора между контактами, заметного неодновременного замыкания и размыкания контактов и т.д. согласно указаниям п. 101 Инструкции ЦШ/3820.

Проверка схемы сигнализации перегорания предохранителей

Проверка схем сигнализации перегорания предохранителей, изъятие которых ведет к нарушению действия устройств СЦБ, производится без изъятия предохранителя из цепи.

Для этого, не нарушая электрической цепи, предохранитель не полностью отделяют от цоколя и изолированным стержнем нажимают на контактную пружину. При этом должна работать звуковая и световая сигнализация в помещении дежурного по станции и релейной.

Проверку схемы сигнализации перегорания предохранителей, изъятие которых на короткое время не приводит к нарушению действия устройств СЦБ (CX, РПБ и др.), следует выполнять шаблоном по технологии проверки предохранителей при ежегодной проверке.

Проверка состояния пластин выпрямителей

При осмотре пластин выпрямителей необходимо по мере надобности очистить от пыли пылесосом или тканью, проверить крепление выпрямительных панелей и монтажа, отсутствие следов коробления пластин и осыпания с них краски. Затем необходимо измерить выпрямленное напряжение.

Проверка щита выключения питания (ЩВП)

Для проверки ЩВП следует открыть и снять его верхние и нижние лицевые крышки, визуально проверить наличие заземления и его крепление к корпусу.

При осмотре ЩВП проверяют надежность крепления монтажных проводов и жил кабеля попыткой поворота их относительно контактных штырей; состояние паек наконечников монтажных проводов и жил кабелей; состояние переходных колодок, разрядников и выключателей; надежность крепления переходных колодок.



При необходимости корпуса приборов очищают кистью-флейцем.

После окончания осмотра проверяется ключом действие замков крышек, и щит закрывается.

Проверка наличия и исправности резервного питания переменного тока устройств электропитания.

Эту работу выполняет электромеханик один раз в 3 месяца. При проверке станционных устройств ее рекомендуется совмещать с внешним осмотром щитовых установок. Для этого необходимо иметь ампервольтомметр типа Ц4380 и ключи от релейных шкафов.

Наличие резервного питания проверяется измерением напряжения вольтметром Резервное питание щитовых установок измеряется приборами, установленными на них. В релейных шкафах и на станциях, где нет стационарных контрольных приборов, измерения следует выполнять переносным вольтметром на нулевых клеммах. Результаты измерения сравниваются с установленными нормами, приведенными в главе «Проверка напряжения цепей питания» этой статьи. Убедившись, что резервное напряжение соответствует установленным нормам, переключают устройства с основного источника па резервный. Переключение следует делать в свободное от движения поездов время по согласованию с дежурным по станции.

На щитовых установках переключения выполняют путем выключения основного питания пакетным выключателем, а в релейных шкафах и станциях без щитовых установок — путем изъятия предохранителей в цепи основного источника питания. После переключения необходимо проверить работу устройств СЦБ при питании от резервного источника. Для этого на станции следует задать любой маршрут с открытием светофора, а на перегоне — проверить работу сигнальной точки На перегонах при отсутствии устройств переключения выполняют только измерение напряжения резервного источника питания. По окончании проверки следует обязательно восстановить питание устройств от основного источника.