Навигация
|
Холодильные установкиВ ОДНОЙ ИЗ ПОСЛЕДНИХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» КЛУБУ «ЗНАТОКОВ» БЫЛ ЗАДАН ВОПРОС: «КАК С МАЛЫМИ ЗАТРАТАМИ ЭНЕРГИИ ИЗБАВИТЬ ОТ ВЛАГИ СКОШЕННЫЕ ЗЛАКИ, ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ОБМОЛОТА?» ЗНАТОКИ СПАСОВАЛИ, И ПРИЗ УЕХАЛ В ПЕРМЬ, К АВТОРУ КАВЕРЗНОГО ВОПРОСА, АВТОРУ ИЗОБРЕТЕНИЯ, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ ОТВЕТ НА ЗАДАННЫЙ ВОПРОС. В СТАТЬЕ АВТОР НЕ ТОЛЬКО РАССКАЗЫВАЕТ О НОВОМ СПОСОБЕ СУШКИ ЗЕРНОВЫХ, НО И ПРЕДЛАГАЕТ ПРИМЕНЯТЬ ЕГО, ВЕРНУВШИСЬ К СТАРОЙ СХЕМЕ УБОРКИ И ОБМОЛОТА ХЛЕБОВ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СПОРНОЕ, НО, НА НАШ ВЗГЛЯД, ДОСТОЙНОЕ ВНИМАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ.В. Гилин,- изобретатель Я горожанин, специалист по судовым механизмам, работаю на машиностроительном предприятии, но считаю немыслимым оставаться равнодушным к проблемам земледелия. Можно ли было спокойно относиться к беде, пришедшей на поля Западного Урала и некоторых других областей нечерноземья в 1978 году, когда чуть ли не половину урожая зерновых потеряли из-за осеннего ненастья? Да можно ли позволять дождю мешать нам убирать хлеб? Я взялся за незнакомую мне до того сельскохозяйственную литературу и выяснил, что «при влажности скашиваемой массы более 25— 30 процентов процесс обмолота в комбайне резко нарушается». Как быть? Однажды наткнулся в нашей пермской областной газете «Звезда» на заметку об опыте передовых комбайнеров, которые вели обмолот в предрассветные часы, во время утренних заморозков. И результаты были отличные. Ну конечно, если сложно высушить, можно заморозить! Это гораздо экономичнее сушки. Рассчитать несложно: сушка с активным вентилированием требует от В 10' до 2,1 - 10 джоуля на 1 килограмм массы, а охлаждение влаги ниже 0 С — всего 4—4,5- Ю дж/кг, л 20—50 раз меньше. Влага, так мешавшая обмолоту, в данном случае превращается в кристаллики льда, а они, разрушенные молотильным устройством, уже не восстанавливаются и обмолоту не мешают. Идея такая: холодный воздух от морозильной камеры, выходя из распылителя, частично сдувает влагу со срезанной массы зерновых. Масса после этого поступает в камеру, влага замерзает и — в молотильный агрегат. Вместе с В. Степановым мы разработали и молотильный аппарат с холодильником, выполненным в виде вращающегося полого барабана, с испарителем внутри, по которому проходит хладагент. Зеленая масса по транспортеру обтекает барабан и идет на обмолот с уже замерзшей влагой. Ну хорошо, а как перемещать по полю холодильные установки, когда масса новых комбайнов с загрузкой и так приближается к пятнадцати тоннам? В том-то и дело, что нет никакой необходимости ставить молотильный агрегат на шасси и потом преодолевать на них распутицу. Куда проще подготавливать срезанную массу и молотить ее на стационаре, то есть на умне. Жатка, самоходная или прицепная, в 2— 3 раза легче комбайна, значит, и энергии на ее перемещение потребуется вдвое-втрое меньше. Да и почве она принесет меньше вреда. Но даже и не это главное: важно, что уборку можно будет вести в минимальные агротехнические сроки, при любой погоде, и обмолот будет качественный. Итак, схема: жатка — транспорт — стационарная молотилка с охлаждением влажной массы перед обмолотом, на мой взгляд, позволит хлеборобам не обращать внимания не капризы погоды в уборочную стреду. Добавлю, что внедрение этой схемы позволило бы сберечь немало зерна, пропадающего из-за несовершенства молотильных агрегатов комбайнов, исключить возвращение сорных семян на поле после обмолота, сохранить питательный корм для скота, полову, которая сейчас почти полностью теряется, сохранить зерно от механических повреждений, причиняемых ему комбайнами. Может возникнуть вопрос, а как быть с транспортом, который должен в кратчайшие сроки перевезти такое количество скошенной массы? Поля сразу же освобождаются от скошенной массы под плуг, но нужны площади для хранения соломы — тоже проблема. Думается, что все это можно решить. В новых условиях транспорт может работать ритмично, без обычных простоев, связанных с поломкой сложных комбайнов (жатки куда проще, значит, надежнее). Погода также не остановит жатву. А чтобы еще больше смягчить транспортную проблему, разумнее всего было бы создать «подвижный стационар», способный самостоятельно перемещаться на небольшие расстояния. Разумеется, в каждом конкретном случае следует проверять экономичность таких передислокаций стационарной молотилки. Придется подумать и о том, как быстро передвигаться транспорту в условиях переувлажненных грунтов. Здесь, я считаю, могла бы помочь гидрообъемная трансмиссия, передающая движение не только каждому колесу автомобиля, но при необходимости и колесам прицепа. Разумеется, никто не призывает сразу же повсеместно отказаться от комбайнов и перейти на нашу схему, вопрос серьезный, требует тщательной экономической проработки и экспериментов. Найдутся у него и противники, но, надеюсь, и сторонники. Хотелось бы узнать их мнение. |