Навигация

Холодильные установки

В ОДНОЙ ИЗ ПОСЛЕДНИХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» КЛУБУ «ЗНАТОКОВ» БЫЛ ЗАДАН ВОПРОС: «КАК С МАЛЫМИ ЗАТРАТАМИ ЭНЕРГИИ ИЗБАВИТЬ ОТ ВЛАГИ СКОШЕННЫЕ ЗЛАКИ, ЧТОБЫ ПОВЫ­СИТЬ КАЧЕСТВО ОБМОЛОТА?» ЗНАТОКИ СПАСОВАЛИ, И ПРИЗ УЕХАЛ В ПЕРМЬ, К АВТОРУ КАВЕРЗНОГО ВОПРОСА, АВТОРУ ИЗОБРЕТЕНИЯ, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ ОТВЕТ НА ЗАДАННЫЙ ВОПРОС. В СТАТЬЕ АВТОР НЕ ТОЛЬКО РАССКАЗЫВАЕТ О НОВОМ СПОСОБЕ СУШКИ ЗЕР­НОВЫХ, НО И ПРЕДЛАГАЕТ ПРИМЕНЯТЬ ЕГО, ВЕРНУВШИСЬ К СТАРОЙ СХЕМЕ УБОРКИ И ОБМОЛОТА ХЛЕБОВ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СПОРНОЕ, НО, НА НАШ ВЗГЛЯД, ДОСТОЙНОЕ ВНИМАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ.

В. Гилин,- изобретатель

Я горожанин, специалист по судовым меха­низмам, работаю на машиностроительном предприятии, но считаю немыслимым оста­ваться равнодушным к проблемам земле­делия. Можно ли было спокойно относить­ся к беде, пришедшей на поля Западного Урала и некоторых других областей нечер­ноземья в 1978 году, когда чуть ли не по­ловину урожая зерновых потеряли из-за осеннего ненастья? Да можно ли позволять дождю мешать нам убирать хлеб? Я взялся за незнакомую мне до того сельскохозяй­ственную литературу и выяснил, что «при влажности скашиваемой массы более 25— 30 процентов процесс обмолота в комбай­не резко нарушается». Как быть? Однажды наткнулся в нашей пермской областной га­зете «Звезда» на заметку об опыте пере­довых комбайнеров, которые вели обмолот в предрассветные часы, во время утрен­них заморозков. И результаты были отлич­ные. Ну конечно, если сложно высушить, можно заморозить! Это гораздо экономич­нее сушки. Рассчитать несложно: сушка с активным вентилированием требует от В 10' до 2,1 - 10 джоуля на 1 килограмм мас­сы, а охлаждение влаги ниже 0 С — всего 4—4,5- Ю дж/кг, л 20—50 раз меньше. Вла­га, так мешавшая обмолоту, в данном слу­чае превращается в кристаллики льда, а они, разрушенные молотильным устройст­вом, уже не восстанавливаются и обмолоту не мешают. Идея такая: холодный воздух от морозильной камеры, выходя из распы­лителя, частично сдувает влагу со срезан­ной массы зерновых. Масса после этого поступает в камеру, влага замерзает и — в молотильный агрегат. Вместе с В. Степановым мы разработали и молотильный аппарат с холодильником, вы­полненным в виде вращающегося полого барабана, с испарителем внутри, по кото­рому проходит хладагент. Зеленая масса по транспортеру обтекает барабан и идет на обмолот с уже замерзшей влагой.



Ну хорошо, а как перемещать по полю холодильные установки, когда масса новых комбайнов с загрузкой и так приближает­ся к пятнадцати тоннам? В том-то и дело, что нет никакой необходимости ставить мо­лотильный агрегат на шасси и потом пре­одолевать на них распутицу. Куда проще подготавливать срезанную массу и моло­тить ее на стационаре, то есть на умне. Жатка, самоходная или прицепная, в 2— 3 раза легче комбайна, значит, и энергии на ее перемещение потребуется вдвое-втрое меньше. Да и почве она принесет меньше вреда. Но даже и не это главное: важно, что уборку можно будет вести в минимальные агротехнические сроки, при любой погоде, и обмолот будет качествен­ный.

Итак, схема: жатка — транспорт — стаци­онарная молотилка с охлаждением влаж­ной массы перед обмолотом, на мой взгляд, позволит хлеборобам не обращать внимания не капризы погоды в уборочную стреду.

Добавлю, что внедрение этой схемы поз­волило бы сберечь немало зерна, пропа­дающего из-за несовершенства молотиль­ных агрегатов комбайнов, исключить воз­вращение сорных семян на поле после об­молота, сохранить питательный корм для скота, полову, которая сейчас почти пол­ностью теряется, сохранить зерно от меха­нических повреждений, причиняемых ему комбайнами.



Может возникнуть вопрос, а как быть с транспортом, который должен в кратчай­шие сроки перевезти такое количество ско­шенной массы? Поля сразу же освобожда­ются от скошенной массы под плуг, но нужны площади для хранения соломы — тоже проблема. Думается, что все это мож­но решить. В новых условиях транспорт мо­жет работать ритмично, без обычных про­стоев, связанных с поломкой сложных ком­байнов (жатки куда проще, значит, надеж­нее). Погода также не остановит жатву. А чтобы еще больше смягчить транспортную проблему, разумнее всего было бы создать «подвижный стационар», способный само­стоятельно перемещаться на небольшие расстояния.

Разумеется, в каждом конкретном случае следует проверять экономичность таких передислокаций стационарной молотилки. Придется подумать и о том, как быстро пе­редвигаться транспорту в условиях пере­увлажненных грунтов. Здесь, я считаю, могла бы помочь гидрообъемная трансмис­сия, передающая движение не только каж­дому колесу автомобиля, но при необходи­мости и колесам прицепа.



Разумеется, никто не призывает сразу же повсеместно отказаться от комбайнов и перейти на нашу схему, вопрос серьезный, требует тщательной экономической прора­ботки и экспериментов. Найдутся у него и противники, но, надеюсь, и сторонники. Хо­телось бы узнать их мнение.